САЙТ ПРОЕКТА

«Создание региональной сети просвещения по пониманию
инвалидности и защите прав инвалидов в Cтавропольском крае»
ОСНОВНОЕ МЕНЮ







 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИКА



Rambler's Top100






При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп

 

В Пекине торжественно открылись Паралимпийские игры

 

ПЕКИН, 6 сентября.  Председатель КНР Ху Цзиньтао объявил об открытии 13-х Паралимпийских Игр в Пекине. В отличие от церемонии открытия Летней Олимпиады, в первой части вечера прошел парад спортсменов. Ему предшест­вовало короткое приветствие "инопланетян"-марафонцев, которые с первых минут задали вечеру несколько футуристическоое настроение.  Команды выхо­дили на арену в течение полутора часов. В общей сложности в Играх прини­мают участие более 4 тысяч спортсменов из 148 стран. Российская команда появилась на арене стадиона 97-й. Российский флаг нес чемпион мира и Ев­ропы, действующий рекордсмен в толкании ядра Алексей Ашапатов. "Мы все стали свидетелями того, что Китай, несмотря на суровые природные катак­лизмы, подготовил неповторимые Игры", - сказал президент Международного Паралимпийского комитета (МПК) Филип Крэйвэн.

Он напомнил, что в предстоящие дни Игр главными героями станут спорт­смены. "Вы здесь для того, чтобы радоваться, заводить новых друзей, приобре­тать воспоминания. Мы хотим, чтобы вы показали уверенность в себе, убежденность", - сказал он, обращаясь к спортсменам.

Трехчасовая церемония открытия Игр завершилась зажжением огня Паралимпиады, который будет гореть в Пекине до 17 ав­густа, дня закрытия Игр. После того, как шесть факелоносцев совершили круг по стадиону, китайский паралимпийский чем­пион Хоу Бинь, полагаясь на силу своих рук, поднялся на инвалидной коляске по тросу к главному факелу Игр, чтобы зажечь пламя над стадионом.

Пекинская Паралимпиада станет самой представительной в истории паралимпийского движения. В ней примут участие более 4 тысяч спортсменов. На Играх будут представлены 148 стран и регионов мира. Самой многочисленной является коман­да Китая - 332 паралимпийца.

Россия привезла в Китай 145 спортсменов, четырех лидеров, которые бегут впереди незрячих спортсменов и одного запасного спортсмена для участия в академической гребле. Наибольшее число российских спортсменов - легкоатлеты (39 чело­век) и пловцы (34), 25% участников сборной имеют нарушения зрения, 75% - опорно-двигательного аппарата, в том числе 16 колясочников.


 

Актуально …

 

Что заставляет человека чувствовать себя инвалидом?

 

С точки зрения медицины – это невозможность обходиться без инвалидной коляски или посторонней помощи, а с точки зрения социальной – отсутствие пандусов, подъемников и т.д.

Окружающие, в основном, относятся к людям, имеющим инвалидность, чисто с медицинской точки зрения. В этом случае на вопрос «Что делает человека инвалидом» однозначными причинами называются те или иные отклонения от стандартной нормы в развитии, тяжелые болезни, травмы. То есть с позиции «медицинской модели» инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать…

 Таким образом создается такая ситуация при которой инвалид воспринимается как постоянно больной человек, не соответствующий определенному стандарту, позволяющему работать, обучаться, посещая обычные учреждения. По-сути, формируется мнение, что такой человек является обузой обществу, как бы его иждивенцем.

 И такая точка зрения в отношении инвалидности преобладает в настоящее время как в среде простых граждан, так и позиции государства, что приводит к изоляции и дискриминации инвалида. И хотя в последнее время стали намечаться некоторые сдвиги в направлении общественной интеграции людей с ограниченными возможностями, их нельзя назвать существенными.

 Сами же инвалиды, созданные ими общественные организации и движения предпочитают рассматривать инвалидность как аспект социальный. Этой же точки зрения придерживаются и создатели этого ресурса.

 Сравнивая эти две «модели восприятия» инвалидности, давайте поставим мысленный эксперимент. В качестве модели используем молодого человека, ученика или студента, которому нужно посетить книжный магазин или позаниматься в общественной библиотеке. Что может стать почти не преодолимым препятствием на пути реализации его стремлений? Придерживаясь «медицинской модели» логичным будет ответ «Потому что он колясочник», т.е. причина «неполучения» необходимых знаний является… коляска.

 Если посмотреть на эту проблему через призму «социальной модели», то этим самым препятствием окажутся ступеньки. Просто при проектировании и строительстве большинства зданий, тех же магазинов, библиотек архитекторами, строителями, проектировщиками не учитывались потребности инвалидов, их запросы. Именно из-за этих причин человек не сможет написать доклад, реферат, подготовится к контрольной, а значит не сдаст «зачет», не получит положительную оценку и, как результат, – знаний.

 Вот и получается, что не коляска заставляет человека чувствовать себя инвалидом, а отношение общества к нему, которое создало такую среду, которая только подчеркивает и усугубляет это положение. Это говорит о том, что не физиологические особенности и отклонения, а физические барьеры окружающей среды, почти невозможность нормально работать, получать знания, образование, пользоваться общественным транспортом и т.д. заставляют человека чувствовать себя инвалидом, постоянно напоминая ему об этом. Да и отношение окружающих не дает забыть об этом.

 Но нельзя рассматривать инвалида исключительно как объект, нуждающийся в медицинском вмешательстве и постоянном уходе. Бесспорно, люди, имеющие инвалидность, нуждаются в медицинской помощи, как и всякие другие. Разве что  в немного большей степени. Но все-таки, с точки зрения «социальной модели», инвалидность – это вопрос прав человека, возможности их реализовывать.

По материалам Интернет изданий.

 

Шаги к независимой жизни…

 

Роль общественной организации в социальном просвещении  по вопросам инвалидности

 

В нашем обществе существуют стереотипы и мифы в отношении людей с инвалидностью, которые сложились исторически.  И очень часто мнение социума о человеке с инвалидностью не совпадает с реальной картиной.

Большая роль в процессе изменения отношения к людям с инвалидностью, разрушения стереотипов и мифов, касающихся инвалидности, социальном просвещении общества принадлежит общественным организациям  людей с инвалидностью. 

Какими же способами можно разбить сложившиеся стереотипы по отношению к инвалидам?

Во-первых, это проведение семинаров, тренингов с различными целевыми группами по пониманию инвалидности.   Это могут быть  работники социальной  и образовательной сферы, здравоохранения, транспортного обслуживания,  культуры и.т.д.

Очень важно проводить уроки доброты и толерантности в школах и других учебных заведениях. Потому, что зачастую отношение к инвалиду зависит от понимания его  потребностей, особенностей, связанных с состоянием здоровья. Необходимо показывать положительные стороны людей с инвалидностью детям и молодежи, так как от них зависит социальное самочувствие инвалидов в будущем. Подобные занятия проводятся активистами общественных организаций во многих городах и населенных пунктах России.  В Ставрополе подобные занятия проводились и проводятся  в ряде  летних лагерей, школ и ВУЗов города. И опыт показал их эффективность. Занятия вызвали неподдельный интерес у учащихся различных классов. Как показывает анализ занятий, основная масса школьников позитивно относится к обсуждению данной темы, серьезно, с позиции своего возраста, предлагает пути решения различных проблем, говоря о том, что они «не против», если к ним в школу придут учиться дети с инвалидностью, но для этого надо подготовиться.

 Еще одним способом формирования позитивного образа человека с инвалидностью является работа со средствами массовой информации.  Людей с инвалидностью обычно показывают либо очень несчастными, нуждающимися в постоянной помощи,  либо очень героическими личностями, все время что-то преодолевающими.  Мне обычно становится не по себе, когда меня начинают очень сильно хвалить за обычные жизненные дела, например, учеба в университете, рождение ребенка, создание семьи, учеба в аспирантуре и т.д. Создается впечатление, что я вроде бы отброс общества и ни на что не имею права, но все-таки смогла «выкарабкаться».  На самом деле, я никуда не карабкаюсь, а просто живу так, как мне кажется правильным и интересным.

Сегодня и в России проводятся конкурсы красоты и талантов среди инвалидов, конкурсы танцев на инвалидной коляске.  В нашем городе не раз проводили различные фестивали и выставки народного творчества, на которых были представлены неповторимые талантливые работы. Но обычно эти фестивали посещают либо сами люди с инвалидностью, либо студенты, которых обязывают  пойти на фестиваль. А как было бы здорово, если бы эти работы оценило как можно большее количество людей, не имеющих инвалидность.  Это тоже способствует изменению мнения об инвалидах.

Такие мероприятия позволяют благотворно влиять на общественное мнение как среди самих людей с инвалидностью, так и окружающих их людей, всего социума, показать, что возможности людей зависят не только от их здоровья или технологий, но и от тех определений, которые приняты в обществе относительно красоты, нормы, полезности и человеческого достоинства.

Целый ряд отечественных Интернет-ресурсов для инвалидов, созданных и развиваемых общественными организациями, вносит вклад в распространение позитивного образа инвалидности и идеологии независимой жизни инвалидов, дает информацию о разнообразных аспектах современной жизни, важных событиях и мероприятиях. На веб-сайтах размещаются электронные версии книг и статей, рассказывающих о проблемах инвалидности и способах их решений, о ярких судьбах людей с инвалидностью и их близких, показывающих своей жизнью примеры сопротивления,  преодоления, сопричастности.

Открыты форумы и чаты, где люди с инвалидностью и без нее могут спорить, обмениваться мнениями, знакомиться, задавать вопросы, выражать свою позицию. Специально разрабатываются проекты информационной поддержки по вопросам прав инвалидов, разбираются случаи их нарушений, даются советы, как отстаивать свои права.

Литература, кино традиционно предоставляли «инвалидизирующие» образы, выставляли людей причудливыми уродами, беспомощными или героическими калеками, что лишь усиливало стереотип паталогии. Сегодня среди инвалидов растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в  искусстве, где инвалидность показана как объект милосердия и благотворительности. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами,  выдвигают требование не только равных возможностей в сфере образования и занятости, но и права на самоопределение. Использование кино и литературы необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов.  Общественные организации проводят семинары для работников культуры, целью которых является просвещение в вопросах инвалидности и рекомендации по правильному представлению инвалидов.  Именно благодаря активной роли общественных организаций инвалидов продвигаются идеи создания сильных,  позитивных, романтических образов инвалидов в кино. В ноябре этого года прошел Первый Ставропольский кинофестиваль «Кино без барьеров». Более 760 человек, в основном, молодежь, смотрели документальные, анимационные и художественные фильмы из 8 стран мира, освещающие проблемы инвалидности, рассказывающие об их жизни. 

Фестиваль был организован для того, чтобы: 1) привлечь внимание общественности к проблемам людей с инвалидностью; 2) активизировать российских инвалидов, особенно детей и молодежь, показав им ролевые модели и наглядные примеры и возможности активной жизни; 3) стимулировать желание кинематографистов и журналистов снимать фильмы о людях с инвалидностью и с их участием; 4) пропагандировать в российском обществе позитивный образ инвалида.

Общественные организации инвалидов предоставляют важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизненной позиции инвалидов.

Алейник Л.А.

 

Техника для людей с инвалидностью

Из Университета Калифорнии пришла новость, которая касается миллионов больных во всем мире. Лос-анжелесские доктора утверждают, что создали переносную искусственную почку. Они уже провели клинические испытания и готовятся запускать прибор в массовое производство. Сейчас искусственная почка - это массивный агрегат размером со шкаф. Он стоит больших денег, есть далеко не во всех больницах, а многочасовые процедуры не дают пациентам жить нормальной жизнью. Хотя многие из них - молодые и во всем, кроме почек, здоровые люди. Поможет ли больным новинка, выяснил корреспондент НТВ Сергей Малозeмов. Последние годы у москвича Игоря почти не работают почки, и от постоянных процедур по очистке крови вены на руке разбухли так, что страшно смотреть. А изобретение профессора Мартина Робертса должно помочь Игорю и еще примерно миллиону таких, как он. Мартин Робертс, профессор Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе: "Наш прибор выглядит как две сумочки на молниях. Принцип действия таков: внутрь брюшной полости по установленной хирургом трубочке закачивается специальный очищающий раствор. В него через слизистую оболочку из организма просачиваются накопившиеся шлаки. Раствор откачивается обратно, фильтруется и поступает снова в брюшную полость". Игорь Чертин, пациент отделения гемодиализа: "Мне было бы интересно, я, может быть, даже попробовал бы, если бы предложили". Игорю не повезло в 2000 году - обычный грипп дал такое осложнение на почки, что пришлось делать пересадку. Чужая почка проработала недолго, и без искусственной сейчас никак не обойтись. Большая комната в больнице - диализный зал - для таких пациентов как Игорь фактически второй дом. Сюда надо приходить три раза в неделю, процедура длится четыре часа. За это время вся кровь пациента проходит через фильтр примерно 20 раз". Игорь Чертин, пациент отделения гемодиализа: "Ты посто­янно привязан к медицинскому центру. Даже просто лежать четыре часа очень трудно, а тут еще диализ. Очень хочется поездить по России, не говоря уже о том, чтобы съездить летом на море". Доктор Робертс загорелся идеей сделать переносную искусственную почку еще в 60-х. Но техноло­гии позволили это только сейчас. Мартин Робертс, профес­сор Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе: "От паци­ента потребуется только менять картриджи в фильтре каж­дые 8 часов. Мы подсчитали, что каждый прибор будет сто­ить около 20 тысяч долларов, а его обслуживание - при­мерно 40 тысяч в год. Со временем, надеюсь, стоимость удастся снизить". Российские врачи новинку ждут с инте­ресом и надеждой - вполне возможно, она позволит спасти ты­сячи жизней там, где нет крупных больниц. Правда, к разработчи­кам есть вопрос: долго ли протянет слизистая оболочка брюшной полости, если ее будут посто­янно раздражать и травмировать?

Психологическая поддержка…

 

Вы не одиноки

 

Когда родители узнают о каких-либо серьезных проблемах в развитии их ребенка, особенно если им говорят, что ребенок будет инвалидом, они испытывают столько отрицательных эмоций, что шок, ими вызванный, может заслонить самого ребенка.

Одна из первых реакций — отрицание: "этого не может быть". Отрицание быстро сливается с обвинениями, которые обычно на­правлены на медицинский персонал или на мужа, жену, дедушку, бабушку, в наследственности которых ищут причину проблем ре­бенка.

Следующая реакция — самобичевание или самообвинение: "Вот, если бы я тогда-то сделала так-то, то этого бы не случилось! А теперь что будет?". Мысли постоянно возвращаются в то, про­шедшее время.

Затем появляется страх за будущее ребенка: "Каким он будет? Как его воспитывать? Будет ли он учиться. А где работать? Что бу­дет с ним, когда я умру?". Страх усиливается от мысли о том, как будут реагировать на Вашего больного ребенка окружающие: его братья и сестры, близкие родственники, друзья, соседи. Страх де­морализует.

Трудно смириться с беспомощностью, с невозможностью изме­нить то, что произошло. У некоторых родителей возникает мысль о самоубийстве, активно начинается поиск "стрелочника", на которого можно возложить ответственность за случившееся. В семье вспыхивают ссоры, женам кажется, что мужья мало уделяют им внимания, не хотят помогать в решении проблем ребенка.

А может быть, имеет смысл не упускать драгоценное время и за­няться в первую очередь воспитанием ребенка? Это особенно важно в первые годы его жизни, годы, когда закладывается фундамент его личности, его будущего. Опыт человечества говорит, что если ре­бенку-инвалиду своевременно создать необходимые условия для развития, то проблемы его развития могут быть скомпенсированы соблюдением достаточно простых правил. Да, ребенок будет выну­жден следовать им всю жизнь, но они позволят ему достойно про­жить свой век.

Шок проходит тогда, когда родители чувствуют, что у них есть силы помочь ребенку. Силы же появляются только тогда, когда люди активно действуют. Сущест­вует много конструктивных действий, которые можно предпринять немедленно. Вот несколько рекомендаций.

Попытайтесь найти родителя другого ребенка-инвалида. Опыт другой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволит Вам быстрее преодолеть шок, даст надежду на будущее. Такого помощ­ника Вы сможете найти либо через детскую поликлинику, больни­цу, либо через общественные организации родителей детей-инвалидов.

Держите в курсе проблем Вашего ребенка Ваших близких. Не скрывайте от близких своих чувств, не замыкайтесь на проблемах больного ребенка, общайтесь с другими детьми, делитесь с друзья­ми. Через общение с друзьями, другими людьми можно найти не­ожиданные решения.

Живите сегодняшним днем. Страх перед будущим может пара­лизовать, особенно в первые месяцы и годы. Со временем Вы су­меете представить и увидеть будущее ребенка. Сравнивайте его ус­пехи, достигнутые сегодня, с успехами вчерашнего дня и, возмож­но, Вы обнаружите даже то, о чем боялись мечтать.

Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов и других родителей непонятные Вам слова и терми­ны. Старайтесь найти соответствующую литературу. Люди боятся неизвестного больше, чем известного. Знание точного диагноза и перспектив на будущее переносится легче, чем неопределенность.

Не бойтесь задавать вопросы. Задавая их, Вы учитесь разби­раться в проблемах, касающихся Вашего ребенка. Записывайте во­просы при встрече со специалистами и вопросы, возникающие в ходе разговора. Заведите дневник, в который заносите всю полу­ченную информацию. Просите у врачей и педагогов копии всей до­кументации, касающейся Вашего ребенка. Вы имеете на это право.

Не будьте робкими. Многие родители чувствуют себя неловко в присутствии людей с медицинским или педагогическим образова­нием. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися Вашим ребенком. Вам не нужно извиняться за то, что Вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что Вы слишком назойли­вы или задаете много вопросов.

Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно от­цы, подавляют свои эмоции, так как полагают, что выказывать свои чувства — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

Научитесь справляться с горечью и озлоблением. Это вполне понятно, когда родители узнают, что у их ребенка есть серьезные проблемы. Но постарайтесь понять, что отрицательные эмоции вре­дят, ослабляют Вас, постарайтесь справиться с ними. Жизнь лучше, когда чувства положительны. Вы будете лучше подготовлены к но­вым испытаниям, если горькие чувства отступят перед Вашей энер­гией и инициативой.

Постарайтесь быть благодарным. Иногда, когда все кажется отвратительным, не просто найти причину для благодарности. Вспомните все хорошее, оглянитесь вокруг и постарайтесь, чтобы положительные чувства перевесили отрицательные эмоции. Не тре­буйте от других большего, чем они Вам предлагают, даже если Вам кажется, что этого недостаточно. Благодарите любого, кто хоть чем-то Вам помог. Ваша благодарность если не сегодня, то завтра даст свои плоды.

Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности — это принимать жизнь такой, какая она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы не можем изменить, а есть вещи, которые мы из­менить можем. Ваша задача — научиться находить то, что Вы мо­жете изменить, а затем действовать.

Помните, что время на Вашей стороне. Время залечивает мно­гие раны. Это не значит, что жить с ребенком-инвалидом и растить его легко, но по мере того, как проходит время, находится много средств для решения проблем.

Ищите помощь у специалистов. Всегда можно найти врачей, пе­дагогов и других специалистов, которые знают что-либо по Вашей проблеме, и через них связаться со специальными учреждениями, больницами, яслями-садами, школами. Обращайтесь в органы здра­воохранения, образования, социальной защиты по месту жительства или в общественные организации родителей детей-инвалидов. Не откладывайте этот вопрос на потом.

Не забывайте о себе. В стрессовых ситуациях каждый человек ведет себя по-разному, многие забывают о себе. Но необходимо помнить, что проблемы находят свои решения, трудности уходят, а жизнь продолжается. Заботьтесь о себе. Ваше здоровье и хорошее настроение — залог будущих успехов ребенка.

Избегайте жалости. Жалость к самому себе, жалость к ребенку, жалость со стороны других людей к Вам и ребенку делают Вас бес­помощными. Сопереживание, т.е. способность чувствовать (сочув­ствовать) другому человеку — вот чувство, которое следует поощ­рять у людей, которые хотят Вам помочь.

Не осуждайте. В этот период некоторые родители осуждают людей за их негативную реакцию по отношению к себе и больному ребенку. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать так, как хотелось бы Вам. Вспоминайте себя в те времена, когда у Вас не было таких проблем.

По возможности выполняйте обычные повседневные обязанно­сти. Следуйте правилу: "Когда возникает проблема, и ты не зна­ешь, что делать, делай то, что бы ты стал делать в любом случае".

Помните, что это Ваш ребенок. Да, развитие Вашего ребенка может отличаться от развития других детей. Но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в Вашей любви и заботе. Любите своего ребенка и радуйтесь его успехам.

Осознайте, что Вы не одиноки. Чувства страха, одиночества, опустошенности, которые возникают у Вас, знакомы всем родите­лям детей-инвалидов. Ослабить их Вы сможете только осознавая, что и у Вашего ребенка есть будущее, которое в первую очередь зависит от Вас, от Вашего умения почерпнуть опыт других, найти то решение, которое сегодня нужно Вашему ребенку. Помните, что Вы не одиноки.

Выдержки из книги

 «КАК ПОБЕДИТЬ СУДЬБУ» В. Озерова

 

Над номером работали:

 

Тикунова Е. А. – руководитель проекта

Алейник Л. А.,Бобров А. Н. – консультанты проекта «Создание региональной сети просвещения по пониманию инвалидности и защите прав инвалидов в ставропольском крае»»

Конев А. И. – верстка

 

 При реализации проекта используются средства государствен­ной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп

 

С вопросами и предложениями обращаться по тел.: 38-07-28, 23-25-10, 55-48-65, 28-23-54.

 г. Ставрополь, пр. Кулакова, 10а, Многопрофильный центр соци­ального образования. 

© 2008 StavInva
Hosted by uCoz