САЙТ ПРОЕКТА

«Создание региональной сети просвещения по пониманию
инвалидности и защите прав инвалидов в Cтавропольском крае»
ОСНОВНОЕ МЕНЮ







 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИКА



Rambler's Top100






Памятка для работников сферы обслуживания, транспорта, медицинских учреждений по работе с клиентами, имеющими инвалидность.

Предлагаем вашему вниманию пособие, разработанное в рамках проекта «Создание региональной сети просвещения по пониманию инвалидности и защите прав инвалидов в Ставропольском крае». Данный проект осуществляется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации.

Целью данного проекта является формирование толерантного и позитивного отношения общества к людям с инвалидностью, повышение информированности общества по вопросам инвалидности.

В данном пособии представлены материалы разработанных Памяток для работников сферы обслуживания (кондукторы общественного транспорта, водители маршрутных такси, продавцы в магазинах, работники аптек, работники общественных стоянок автотранспорта, работники парикмахерских и медицинских учреждений), а также Памятки для людей с инвалидностью.

 

 

Материал подготовлен:

 

Тикунова Е.А.- руководитель проекта, аспирант каф. социологии и

                           социальной работы СевКавГТУ

Бобров А.Н.- консультант проекта, кандидат психологических наук,

                        доцент каф. психологии СевКавГТУ

Алейник Л.А.- консультант проекта, директор Многопрофильного центра

                          социального образования и социально-реабилитационных

                           услуг СевКавГТУ

Ткаченко В.С.- научный консультант проекта, доктор социологических

                           наук, доцент каф. социологии и социальной работы

                           СевКавГТУ

Елисеев К.А.- администратор сайта проекта

Конев А.И.- техническая поддержка проекта

Мельник Ю. – студентка СевКавГТУ

Виниасиди С.- студентка СевКавГТУ

 

 

Памятка для водителей и кондукторов общественного транспорта.

 

Незрячий или слабовидящий человек, так же как и другие пассажиры, желает пользоваться транспортом и приезжать на нужную ему остановку. Многие из слабовидящих и незрячих людей живут полноценной жизнью: ходят на работу, в магазин, провожают детей в сад или школу…  Это не прихоть, а такая же необходимость, как и у остальных людей. Поэтому вопрос: «А что же вам дома не сидится?..», вводит в тупик.

 

Особенности людей с плохим зрением и незрячих

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10% из категории людей, имеющих ограничения по зрению, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предметов.

 

Имеющиеся мифы.

Человек с инвалидностью задерживает транспорт

На посадку незрячего человека тратится в среднем на 2 секунды больше, чем на любого другого пассажира. 2 секунды  за рейс не влияет на график. За день в Ваш автобус или маршрутное такси может зайти в редком случае один или два человека с особыми потребностями.

Незрячие или слабовидящие люди не платят за свой проезд

Человек, имеющий инвалидность, часто работает, получает пенсию и способен оплатить проезд. Он иногда готов заплатить в два раза больше, чем слушать от маршрутных водителей: «Я тебя не повезу, освободите маршрутку» или просто слышать звук уезжающей маршрутки, как только водитель поймет, что человек плохо видит.

 

 

 

Помните, пожалуйста:

От числа пассажиров часто зависит заработок водителя. Поэтому следующие советы помогут увеличить численность всех пассажиров, а не только незрячих или слабовидящих.

 

Проблема

Мероприятия по устранению проблемы

Эффект

Номер маршрута плохо различим издали

Цифры номера большого размера, на контрастном фоне (например, черным на желтом), с подсветкой в темное время суток

 

 

 

Увеличение потока пассажиров, эмоциональный комфорт на Вашем рабочем месте, экономия времени на ненужные вопросы, сокращение ложных, ошибочных останавливающих жестов рукой, производимых людьми, стоящими на остановках.

Отсутствие  боковых и задних номеров маршрута

Установка боковых и задних номеров маршрута, доступных для обозрения с любого места остановки, даже при скоплении транспорта.

Табличка маршрута размещена в верхней части высокого транспорта

Табличка маршрута на линии глаз стоящего человека.

Плотные шторы на окнах

Шторки, не загораживающие обзор

 

Производите остановку транспорта в местах, где нет препятствий для движения выходящего: луж, столбов, припаркованных машин.

Незрячий или слабовидящий человек часто знает только несколько маршрутов к дому или работе, и не ориентируется в других местах города, даже на соседней остановке. Объявляйте остановки. Отвечайте на просьбу остановить на определенной остановке, и когда вы будете на ней, предупредите об этом незрячего. Если предусмотрена остановка по требованию, и человек с инвалидностью называет четкий ориентир, то по возможности остановитесь близко к нему, если остановиться возле него не получается, то  укажите по ходу движения или против хода следует его искать.

Человек с ослабленным зрением не видит кивка в ответ на свой вопрос. Не видит объявлений в салоне.

Незрячему человеку  трудно найти кондуктора, если тот сам не подойдет к нему и не скажет: «Оплачивайте проезд». Отдать деньги он сможет только тогда, когда почувствует прикосновение к его ладони, чтобы их не рассыпать.

В ситуации, когда кондуктору нужно выдать сдачу, он должен называть ее сумму или передаваемые купюры.

Со взрослым человеком, имеющим инвалидность говорите, как со взрослым человеком, а не как с ребенком.

Совсем не обязательно на весь салон сообщать, что вошел слепой пассажир. Человек в этот момент чувствует себя очень дискомфортно.

Без зрения трудно удерживать равновесие в транспорте, незрячий обычно ищет опору и встает возле нее. Не стоит его отодвигать или усаживать, если он этого не хочет.

Белая трость: существует правило дорожного движения, когда незрячий человек может перейти дорогу, подняв трость.

Будьте внимательны на  звуковом светофоре. Незрячие люди полностью доверяют ему.

 

Особенности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

       Человек с нарушением опорно-двигательного аппарата, как и все остальные члены общества, имеет право на полноценную жизнедеятельность. Поэтому использование общественного транспорта представляет для него такую же необходимость, что и у людей без инвалидности. 

Водителю общественного транспорта следует помнить:

       Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе своего передвижения чаще всего используют инвалидную коляску, ходунки, трость и  иные вспомогательные средства. Вследствие этого, приближаясь к остановкам, обращайте внимание на присутствие среди пассажиров человека с ограничениями в передвижении и по возможности  производите остановку как можно ближе к нему. Человек с нарушениями в передвижении имеет сложности при входе в общую дверь, поэтому всегда следует открывать переднюю дверь. При наличии подъемника в транспорте обязательно используйте его при входе и выходе человека с инвалидностью. Начинайте движение только после того, как убедитесь, что человек с нарушением опорно-двигательного аппарата занял удобное ему место и готов к поездке.  Производите остановку транспорта в местах, где нет препятствий

 

Кондуктору общественного транспорта следует помнить

 

       При входе и выходе человека с инвалидностью в общественный транспорт, в случае необходимости помощи окажите ее. Не привлекая внимания окружающих, деликатно попросите пассажиров уступить человеку с проблемами в передвижении место. Не стоит его усаживать, если он этого не хочет. Так как часто нарушение в передвижении сопровождается параличом, то такой пассажир не в состоянии быстро расплатиться, поэтому при оплате проезда подойдите к нему и тактично ожидайте ее. Уточните у него остановку выхода и предупредите об этом водителя. Со взрослым человеком, имеющим инвалидность,  не разговаривайте как с ребенком.

 

***

Пассажирам на остановке или в транспорте

 

Как правило,  незрячий человек хорошо способен различать деньги на ощупь. Тем не менее,  иногда он может попросить о том, чтобы ему помогли. При этом он рассчитывает на вашу честность.

Если у человека упали деньги – пожалуйста, помогите их найти. Очень бывает обидно, когда шаришь рукой по асфальту или полу и когда уже расстроился, подходит кто-либо, забирает и уносит твои выпавшие деньги у тебя из-под носа.

Если на остановке вас попросили подсказать номер проезжающих маршруток, уточните какие номера подойдут или куда необходимо ехать.

Стоит ли говорить номера всех проезжающих мимо маршрутных такси? – Нет.

Стоит ли из-за него пропускать свой транспорт? Наверное, нет, все зависит от того, насколько вы сами спешите. Человек будет благодарен вам за ваш отклик, за то, что вы уже стремились помочь, и поймет, если вы должны ехать.

Если вы уезжаете, предупредите его об этом: «Извини, я должен ехать, подошел мой маршрут». Если вы не сделали этого, он будет еще долго стоять, рассчитывая на то, что вы ему помогаете, просто молчите.

Незрячий или слабовидящий человек неловок и толкается в салоне. Бывает, что надо выходить и идти по салону за впереди идущим пассажиром, как тогда держать с ним дистанцию, чтобы не наскочить на него, или, наоборот, сильно не отстать, так, чтобы водитель догадался, что незрячий человек выходит. Это расстояние ему приходится выдерживать по ощущениям, например, ведя перед собой легкую сумку или руку.

Когда стоишь около двери автобуса при посадке и перед тобой еще несколько человек, то пытаешься ощутить ближнего, чтобы понять, можно ли двигаться в салон. Иногда люди оборачиваются и говорят: «Ты что толкаешься? Не видишь что-ли, я тут стою…». Если вы хотите завести человека в транспорт и зайти вместе с ним – не заталкивайте его вперед себя, идите чуть впереди него и по вам он сориентируется, где ступени и где нет людей в салоне, и есть свободное место. Даже девушку, если она плохо видит, заводить нужно за собой, и правила этикета здесь уже ни причем.

***

Памятка для владельцев и работников общественных стоянок автотранспорта

 

Уважаемые, владельцы и работники общественных стоянок автотранспорта!

При использовании общественных стоянок люди с инвалидностью испытывают различные трудности и неудобства, которые будут описаны ниже и приведены пути их устранения.

 

Законодательство Российской Федерации

В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

 

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 в Статье 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусматривает:

<....> На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

 

При нарушении вышеуказанного Федерального Закона Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ФЗ № 195 от 30 декабря 2001г., с последними изменениями от 06 декабря 2007г.) предусматривается:

Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ…

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

-            при парковке автомобилей рядом с автомобилем инвалида расстояние между машинами должно быть не менее 1,5 метров (необходимое расстояние для разворота инвалидной коляски);

-            места, предназначенные для парковки автотранспорта инвалидов, должны быть четко обозначены разметкой на асфальте или специальным знаком;

-            обязательное наличие беспрепятственного входа/выхода с места парковки (не включая въезд/выезд с дороги), то есть если парковка огорожена бордюром или каким-либо ограждением, обязательно должно быть место их прерывания с дорожкой не менее 90 см в ширину.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ…

Уважаемые, владельцы и работники общественных стоянок, мы предлагаем вам несколько несложных правил этикета в общении с людьми с инвалидностью:

1.      Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2.      Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

3.      Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

4.      Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

5.      Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с людьми, которые могут читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало (еда, сигареты, руки).

6.      При обращении к незрячему или слабовидящему человеку, обозначьте, что вы обращаетесь именно к нему.

 

***

 

Памятка для работников магазинов, торговых точек, аптек о правилах обслуживания клиентов с инвалидностью.

 

…незрячий или слабовидящий клиент.

Если Вас просят показать, дать пощупать товар – по возможности выполняйте эту просьбу – незрячие смотрят руками. Хорошо, когда незрячий человек четко знает наименование товара, который хочет купить, но, как правило, он называет только класс товаров и, естественно, он не может глазами увидеть, что есть на прилавке. Расскажите об имеющемся ассортименте. Иногда, чтобы сократить перечисление  наименований и размеров, покупатель предлагает: «Выберите на свой вкус».

Как правило, покупают только то, что ранее приобретали в этом месте или слышали, что этот товар  называли  другие покупатели.

Ценники должны быть написаны четким шрифтом – поможет всем покупателям. Цена и название являются основными  показателями товара.

В больших магазинах в торговых залах часто играет музыка. Удобно, когда над входом в магазин установлен динамик, который негромко играет ту же музыку. Человек идет на ее звук  и попадает к Вам. Музыка – наружная реклама.

Незрячие люди ориентируются на звук и ощущения. Если  продавец замер и тихо стоит – к нему слабовидящий не обратится, поскольку считает, что ни одного человека за прилавком нет. Отдавая сдачу – положите деньги в протянутую руку. Трудно искать на прилавке подставку для сдачи и проверять,  всё ли из сданных денег уже забрал

Незрячему человеку иногда трудно считать деньги, если они мелкими купюрами.  Помогайте, если Вас об этом попросят. При этом будьте честными.

Магазины самообслуживания сложны для слабовидящего или незрячего человека, в них ему часто нужна Ваша помощь. Как правило, они обращаются к менеджерам зала.

Для них важно расположение в пространстве объектов. Если в знакомом магазине была сделана перестановка, они не всегда самостоятельно могут сориентироваться.

Не оставляйте на проходах легко бьющийся товар. Если в магазине много тупиковых проходов или большое помещение, помогите человеку найти необходимый товар, кассу.

Охране магазина и персоналу стоит учесть, что незрячий человек не видит объявлений, написанных правил и надписей (например, перерыв, переучет и т.д.), поэтому учитывайте это.

  Собак - проводников в нашем городе практически нет, но не должно быть запрета входить с ней в магазин. Такая собака обучена  правильному поведению в городе и в общественных местах;  хозяин за ней следит и ухаживает, так же, как и за собой. Это практически его часть тела:  глаза.

 

Аптечному работнику необходимо помнить, что если информация о противопоказаниях к применению или о том, что препарат относится к сильнодействующим средствам, написана мелким шрифтом на упаковке - предупредите слабовидящего. Обязательно прочтите сигнатуру рецепта клиенту. В случае, если в наличии в аптеке только препарат с дозировкой иной, чем та, которая указана в рецепте, предупредите об этом клиента и дважды назовите разовую дозу, кратность и режим приема препарата.

 

… неслышащие или слабослышащие  клиенты.

Для неслышащих людей трудно на слух воспринимать информацию,  она  должна быть  написана.

Многие из неслышащих - умеют читать по губам. Поэтому при разговоре смотрите на собеседника и не закрывайте руками, салфеткой и другими предметами губы – необходимо, чтобы они были видны.

 Обращаясь к неслышащему человеку, лучше обратить на себя внимание, дотронувшись до его плеча.

 

…клиенты с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обеспечьте доступность здания, прилавков и кассы, учитывая, что человек на коляске не может самостоятельно преодолеть, ступени, бордюры и пороги, тугие пружины на двери.

 

Ячейки для хранения вещей  располагайте на определенной высоте и  так, чтобы к ним можно было подъехать на коляске и самостоятельно  положить вещи.

 

Визуальную информацию о товаре располагайте на определенной высоте, чтобы человек, сидящий в коляске, мог без труда с ней ознакомиться.

 

Не  оставляйте в проходах корзины с товаром.

 

 При необходимости помогите достать товар, находящийся выше  возможного для  человека, передвигающегося с помощью коляски.

 

Обеспечьте доступность кассы (достаточное для разворота коляски пространство перед кассой, определенная высота).

 

 В соответствии с законом  перед магазином резервируйте несколько мест (не менее 2-ух) для людей с инвалидностью.

 

Помните, люди с инвалидностью –  потенциальные покупатели.

 

 

 

Памятка для работников сферы обслуживания (парикмахерские)

 

1.                   Человек с ограниченными возможностями является полноправным клиентом сферы обслуживания;

2.                   Работники парикмахерских салонов должны предоставлять одинаково качественные услуги для всех граждан;

3.                   Отказ от предоставления услуг человеку с ограниченными возможностями является нарушением его прав;

Люди с нарушением слуха

При оказании услуг людям с нарушением слуха (слабослышащим и неслышащим) необходимо:

ü                 Смотреть на человека, обращаясь к нему (человек может читать по губам);

ü                 Осуществлять общения возможно при помощи написания фраз на бумажном носителе.

Люди с нарушением зрения

При оказании услуг людям с нарушением зрения (слабовидящим и невидящим) необходимо:

ü                 При общении обращаться непосредственно к человеку (по направлению голоса человек определяет, что обращаются к нему);

ü                 Помочь найти кресло или стойку;

ü                 Если вас попросят при оплате помочь отсчитать купюры – быть честными;

ü                 Ознакомить клиента с правилами предоставления услуг;

ü                 При необходимости  заполнения контракт, зачитать его вслух и дать пояснения при возникновении вопросов;

ü                  При  выходе клиента с проблемами зрения , проверить, не забыл ли он у вас свои вещи.

Люди с нарушением опорно-двигательных функций

При оказании услуг людям с нарушением опорно-двигательных функций необходимо:

ü                 Интерьер парикмахерских должен носить универсальный характер (просторные дверные проходы, отсутствие порожков и других барьеров, вешалки для одежды, выключатели должны быть на уровне кресла-коляски);

ü                 При оказании услуг человеку в кресло-коляске (по его желанию) его можно не пересаживать в парикмахерское кресло;

ü                 Перед стрижкой необходимо уточнить, насколько комфортно человеку и насколько подвижен его позвоночник и голова;

ü                 Обращайтесь непосредственно к человеку с ограниченными возможностями, а не к лицу, которое его сопровождает.

***

Памятка для работников медицинских учреждений

 

Уважаемые, работники медицинских учреждений!

При посещении медицинских учреждений люди с инвалидностью испытывают различные трудности и неудобства, которые будут описаны ниже и приведены пути их устранения.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ…

-            рядом с медицинским учреждением обязательно должно быть место для парковки автомобилей;

-            в медицинском учреждении должен быть гардероб (окошко для приема одежды не должно превышать 90 см в высоту).

 

…для людей с нарушением опорно-двигательных функций

 

-        при входе в медицинское учреждение обязательно должен быть пандус, имеющий не скользкую поверхность (угол наклона пандуса 10:1, т.е. при высоте 10 см пандус имеет длину 1 м);

-        перила, расположенные на пандусе, должны быть двухуровневые;

-        при входе на пандус не должно быть никаких препятствий (урн, цветочных горшков и т.д.);

-        размер площадки перед дверью должен быть достаточным для разворота инвалидной коляски (1,5м х 1,5м);

-        для удобства при входе двери должны быть автоматические-раздвижные, если двери обычные – они не должны открываться на пандус, то есть загораживать его;

-        ширина всех дверей (входных и кабинетных) должна быть не менее 90 см;

-        вход не должен иметь препятствий (выступ дверной коробки, ступени и пр.);

-        наличие в медицинском учреждении лифта или подъемника (кабина лифта должна быть достаточного размера для разворота инвалидной коляски);

-        наличие в медицинском учреждении оборудованных туалетных комнат;

-        наличие в медицинском учреждении мест для ожидания и отдыха.

 

…для людей с нарушением зрения

 

-        двери или дверные коробки (входные и кабинетные), а также дверные ручки должны быть окрашены в контрастный цвет;

-        первая и последняя ступени также должны быть окрашены в контрастный цвет;

-        кабинеты и коридоры учреждения должны быть хорошо освещены;

-        наличие в медицинском учреждении лифта с контрастными дверьми и выпуклыми цифрами на кнопках, а также голосовое сообщение номера этажа;

-        отсутствие препятствий для передвижения внутри здания (цветочные горшки, тумбы и пр.);

-        номера кабинетов на дверях должны быть выпуклыми.

 

…для людей с нарушением слуха

 

-            необходимо наличие указателей направления по зданию.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ…

 

Уважаемые, работники медицинских учреждений, мы предлагаем вам несколько несложных правил этикета в общении с людьми с инвалидностью:

7.      Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

8.      Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

9.      Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

10.  Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

11.  Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с людьми, которые могут читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало (еда, сигареты, руки).

12.  При обращении к незрячему или слабовидящему человеку, обозначьте, что вы обращаетесь именно к нему.

 

***

Памятка для тренеров спортивных клубов и залов по

работе с незрячими или слабовидящими людьми.

 

Незрячие или слабовидящие люди испытывают сложности с ориентировкой в пространстве. Тем не менее, они так же, как и все, задумываются о своей физической форме. Большинство из них готово вести активный здоровый образ жизни, заниматься физической культурой или даже участвовать в соревнованиях на профессиональной основе. Но часто возникает ряд сложностей и недоразумений, которые мешают людям незрячим или слабовидящим в спортивном зале. И в наших силах снять часть из этих ограничений. Данная памятка поможет нам в этом.

Для людей с ослабленным зрением наиболее доступны ориентиры звуковые: звучащие светофоры, радиоприемник, негромко играющий над входом или подвешенный колокольчик, откликающийся на легкий ветерок. Люди, использующие трость, ориентируются по бордюрам,  им трудно преодолевать большие открытые пространства или обходить припаркованные на тротуарах автомобили, переходит улицу без звукового сигнала светофора.

            Люди незрячие хорошо запоминают расположение предметов в помещении. Желательно при первой тренировке показать и рассказать где, что находится и предупреждать каждый раз при проведении кардинальных перестановок.

В зале также необходимо, чтобы играла музыка, по расположению источника звука людям незрячим легче будет находить тренажеры или выход.

            Тренер должен спросить, необходима ли помощь для человека незрячего в том, чтобы пройти в зал и встать на свое место в зале или к тренажерам.

Если ведутся групповые занятия под управлением тренера - необходимо проговаривать действия более детально. Так как даже махи ногами можно выполнять 11-тью разными способами. Контролируйте правильность выполнения упражнений, при необходимости подойдите и подскажите  движения, укажите на какую группу мышц рассчитано выполнение данного упражнения.

Пронаблюдайте, чтобы во время упражнений незрячий человек имел пространство вокруг себя и не задевал других занимающихся. Либо напомните, что выполнение каждого упражнения комплекса всеми тренирующимися начинается с левой ноги, к примеру. Достигаемая синхронность позволяет более рациональному использованию пространства зала.

            Если надо найти коврик-подстилку либо спортивный инвентарь, убедитесь, что человек ориентируется в зале. Когда вы дистанционно направляете человека, говорите направление относительно него: вправо или влево и примерное расстояние до объекта. Можно принять условное обозначение направления движения как по циферблату часов. Например, на 3-х часах или на 7-ми часах. При этом ориентир 12 часов расположен прямо перед лицом человека.

            Если человек незрячий приходит с сопровождающим, и вам необходимо узнать что-либо у незрячего человека, то по правилам этики обращайтесь к самому человеку, а не к его сопровождающему.

Важно уточнить ограничения, которые есть у человека с ослабленным зрением по физическим нагрузкам. Здесь приходится учитывать рекомендации лечащего врача, необходимо так продумать программу, чтобы она улучшала здоровье.

Не оставляйте полуоткрытыми двери или на проходах стулья, иные предметы. Разрешайте незрячему человеку  взять с собой в зал трость. Желательно, чтобы она была складной, могла прикрепляться к поясу.

Для слабовидящих людей важна освещенность зала. По возможности уточните у человека и включите дополнительное освещение.

Если необходимо заполнять контракт на занятия - необходимо вслух зачитать его текст. Подпись незрячего или слабовидящего человека на документе имеет юридическую силу. В контракт желательно вставить фразу: «Мне прочитано и мною понято со слов (Ф.И.О.)...»

Можно использовать в небольших залах протянутые над головой направляющие бечевки или ковровые дорожки, которые могли бы служить в роли ориентира.

Предупредите, как Вас можно позвать в случае необходимости,  если человек нуждается в вашей помощи в зале.  В больших залах возможно  предложить незрячему использование его сотового телефона для  звонков Вам с целью   координации своих действий.

Еще одно правило этики, в начале разговора, если в зале занимается много людей, желательно представиться кратко, кто обращается к незрячему человеку. Если необходимо привлечь внимание незрячего человека, обратитесь к нему по имени, так, чтобы он понял, что  это обращение к нему. И если разговор идет в компании, и один из участников отошел - желательно предупредить человека о его отсутствии.

Сроки занятий лучше назначать после работы, но до транспортного пика или в выходные дни.

Не отталкивайте человека просто из-за того, что  работать  с ним надо немного больше, чем с остальными. Благодарность такого человека часто больше, поскольку они ценят Вашу заботу.

 

***

Памятка для человека, имеющего инвалидность

 

1. Не стесняйтесь просить о помощи, если у вас возникла какая-либо проблема.

2. Четко сформулируйте проблему и возможные пути ее решения когда обращаетесь к человеку за помощью.

3. Не обижайтесь, если человек отказал вам в помощи. Возможно на это у него были серьезные причины.

4.Будьте вежливы с людьми отказавшими или предложившими свою помощь.

 

… для слабовидящего  или незрячего человека

 

Мы все живем в одном мире. Вокруг нас люди, не хуже и не лучше нас. Они спешат по делам, может в чем-то рассеянные, но в большинстве своем добрые и не откажут в ответ на просьбу. Конечно, они не должны заранее без ваших слов знать о том, что вам сейчас в чем-то сложно. Ведь узнать об этом можно, только пройдя ваш путь.

Подходя к остановке, вы можете попросить помощи у людей стоящих в ожидании транспорта. Постарайтесь четко сформулировать просьбу. Не всегда по внешнему виду видно, что вы в ней нуждаетесь или не все знают о том, что символизирует белая трость. А некоторые люди боятся сами обратиться и начать помогать, потому что просто не знают, как это сделать правильно и корректно, а неумелой помощью боятся вас обидеть.

Трудно, не видя, найти человека, если он стоит молча. Но если это у вас получилось – обратитесь к нему: «Извините, я очень плохо вижу, вы бы могли помочь  остановить маршрутку 12 или 2». Если человек согласится, проявив этику, то и вы в ответ поинтересуйтесь о том, не спешит ли он. Уместной будет фраза: «Я вас не сильно отвлек?».

Если вы ездите по одним и тем же маршрутам изо дня в день, вы можете заготовить таблички, на которых попросить написать номера необходимых вам маршрутов. Табличек не должно быть много, для собственной ориентировки в углу можно наколоть брайлевские метки. Так часто делают люди на междугородних трассах, когда держат в руке табличку с названием города, в который хотят попасть, а водители автобусов останавливаются, если их маршрут проходит через этот город

При посадке в транспорт старайтесь держать трость так, чтобы она не травмировала других пассажиров. Если у вас складная трость – это удобнее, чем цельная в транспорте, тем не менее, знайте, что само по себе наличие трости подсказывает о том, что вы не видите, сложив ее на остановке и спрятав ее, вы маскируете эту подсказку.

Совет: реагируйте спокойно на окружающих, часто из-за того, что мы воспринимаем все через призму своих проблем, мы агрессивно реагируем на реплики окружающих. Возможно, в его словах был другой смысл. Человек не хотел вас обидеть и просто был невнимателен или занят своим делом. Постарайтесь объяснить нейтрально свои потребности.

Всегда помогает юмор. Знаю, в Москве для того, чтобы незрячему войти в переполненный вагон метро, один человек использовал фразу: «Осторожно, горячий кофе»… и люди расступались.

Если неизвестно, имеются ли свободные места в остановленной маршрутке, уместны слова: «Здравствуйте, к вам можно?»

Попробуйте, свободно ли ближайшее к вам место. Если в автобусе стоять нельзя и если оно занято – попросите: «Подскажите, где свободное место?». Попробовав найти место, вы уже обратите на себя внимание и люди поймут, почему вы попросили помочь. При общупывании места руками лучше делать это аккуратно, деликатно, ведь на этом месте может сидеть, например, чувствительная  девушка.

При передаче денег  лучше отпускать монеты только после того, как они коснутся ладони водителя или кондуктора, иначе вы можете рассыпать деньги.

Задумайтесь, насколько сложная работа у водителей и кондукторов, она требует внимания, напряжения.

В большинстве случаев люди готовы помочь, но просто не знают, как это правильно сделать. На личном опыте можем сказать, что, подобрав слова, без обид можно донести до большинства людей как вам помочь. Их же этому в школе не учили.

Трудно говорить о своих сложностях, и когда без этого можно обойтись – это здорово. Но чаще мы молчим, как рыбы и думаем, что они сами догадаются, что нам надо и обижаемся, когда так не происходит. Ну и на кого, кроме себя, в такой ситуации обижаться?

    Обращаясь ко всем, вы не обращаетесь ни к кому. На призыв: Люди!, Граждане! обычно нет отклика. Лучше обращаться к кому-то конкретно.

Это не значит, что нужно дергать каждого по любому поводу. Надо учиться быть максимально самостоятельным и оценивать ситуации, в которых вам нужна помощь.

 

… для человека, имеющего нарушения опорно- двигательного аппарата

       Повседневная жизнь человека с ограничениями в передвижении не должна отличаться от жизни людей без инвалидности. Использование общественного транспорта не является исключением. Оно должно стать неотъемлемой частью существования нетипичного человека. При этом людям с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо придерживаться некоторых правил.

       Находясь на остановках общественного транспорта, старайтесь по -возможности располагаться не в центре массы ожидающих пассажиров, а несколько в стороне. Также   следует подать знак водителю нужного Вам транспорта с тем, чтобы обратить на себя его внимание и оказаться максимально близко к передней двери. При наличии подъемника дождитесь момента, когда он будет полностью опущен, и только тогда начинайте подниматься в транспортное средство. Если Вы пользуетесь коляской, займите отведенное для нее место, закрепите ее и сообщите о том, что Вы готовы к поездке  кондуктору или водителю с тем, чтобы транспорт мог начать движение.  Во всех остальных случаях (применение трости, костылей, ходунков и т.д.)  займите отведенное для инвалидов место и также сообщите о своей готовности. Если же оно занято, то спокойно попросите   пассажиров уступить Вам его или другое удобное для Вас место и затем поступайте так же, как описано выше.

       При входе в транспорт или находясь в нем, не задевайте остальных пассажиров своими  вспомогательными средствами передвижения (костылями, ходунками, тростью и т.д.), не расталкивайте людей, не выражайте своего недовольства, если человек не заметил Вас. Будьте вежливы и корректны.

       В ситуациях, когда Вам требуется помощь, спокойно попросите пассажиров или кондуктора оказать ее. Четко формулируйте свою просьбу без проявления при этом повышенного тона и нервозности. К  примеру, Вы можете изложить свою просьбу так: « Извините, пожалуйста. Мне требуется Ваша помощь. Не могли бы Вы мне ее оказать?»   После предоставления необходимой Вам помощи вежливо поблагодарите помощника. Во время движения транспорта не передвигайтесь по его салону во избежание падения, не разговаривайте громко с находящимися рядом людьми или по телефону, старайтесь не привлекать к себе всеобщего внимания.

       Заранее сообщите кондуктору об остановке, где Вам нужно выходить. Начинайте трогаться с места только после полной остановки транспорта. Выходя из транспортного средства, так же как и при входе ведите себя спокойно и уравновешенно. 

 

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп

© 2008 StavInva
Hosted by uCoz