САЙТ ПРОЕКТА

«Создание региональной сети просвещения по пониманию
инвалидности и защите прав инвалидов в Cтавропольском крае»
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИКА



Rambler's Top100






Семинары по трудоустройству

       В рамках проекта прошел ряд семинаров, посвященных трудоустройству людей с инвалидностью.
       Темы семинаров разрабатывались как поэтапный процесс: «Как и где искать работу», «Навыки необходимые при поиске работ. Составление резюме», «Навыки необходимые при поиске работы. Общение с работодателем по телефону. Собеседование», «Создание специальных условий труда. Первые дни на новой работе – период адаптации», «Законодательство о гарантиях занятости инвалидов». Всего в семинарах приняли участие около 40 молодых людей с инвалидностью – это не только те, кто впервые собирается искать работу или ищет ее уже долгое время, но и те, кто работает в настоящее время. Ведь знания, приобретаемые участниками, пригодятся им в любой ситуации при трудоустройстве.
       Все занятия проходили активно, потому что каждый семинар-тренинг содержал не только информационную часть, но также и различные тренинги в виде опросов, игр-презентаций с моделирование различных ситуаций, просмотров социальных фильмов и роликов по теме трудоустройства людей с инвалидностью. В конце каждого семинара все участники получали раздаточный материал, чтобы лучше закрепить пройденный материал.

Тема семинара: «Как и где искать работу»

       В начале семинара всем участникам было предложено определить, чего они хотят от своей будущей работы. Для этого им нужно было письменно составить список с не менее чем 10-ю ожиданиями, которые включали в себя ожидания по поводу: коллектива, руководителя, заработной платы, удаленности от дома, графика работы и т.д. Нужно было, как можно подробнее описать свою будущую работу.
       В своих ответах большинство участников отметили, что они предпочитают: творческую (креативную) работу; свободный график работы; четкое распределение обязанностей; доброго, умного и понимающего начальника, но в то же время требовательного и дающего четкие указания; небольшой дружный коллектив; с возможностью карьерного роста. Также многие участники ответили, что работа должна способствовать развитию личностных качеств. Вопрос о заработной плате варьировался от 3 тыс.руб. до 20 тыс.руб. Хотелось бы отметить ответ одного участника «чтобы в работе были какие-либо трудности для их преодоления». Затем всем участникам был задан вопрос «Как и где искать работу?» Были получены ответы: через газету и Интернет, знакомых, Центры занятости и кадровые агентства, объявления на улице, через общественные организации.
       Далее ведущий подробно рассказал о возможных способах поиска работы.
       В ходе семинара была проведена ролевая игра-презентация, в процессе которой участники моделировали ситуации обращения по телефону к потенциальному работодателю, с которым нужно было добиться приглашения на собеседование. Роль человека с инвалидностью рассматривалась с трех сторон: в первом случае человек с инвалидностью вел себя напористо и говорил, что он единственная возможная и выгодная кандидатура для работодателя. Во втором случае человек с инвалидностью был уверен в своих профессиональных качествах. И в третьем случае, человек с инвалидностью был неуверен что подходит для данной работы, ему просто нужна была работа.
       По окончании ролевой игры были обсуждены преимущества и недостатки всех вариантов. В заключении участникам было дано домашнее задание в виде вопросника, вопросы которого позволят более четко обрисовать картину будущее работы.

Тема семинара «Навыки необходимые при поиске работ. Составление резюме».

       В начале семинара совместно с участникам семинара были просмотрены 2 видеоролика, показывающих разные типы поведения человека с инвалидностью при трудоустройстве. Первый ролик «Кристине повезло» – девушке с инвалидностью, имеющей высшее образование предлагают низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. Девушка отказывается от такой работы, мотивируя тем, что достойна лучшего. В конце ролика девушка получает хорошую работу.
       Второй ролик «Кто виноват?» – молодого человека, имеющего инвалидность, приглашают на работу дизайнера, но он отказывается, так как не уверен, что справится с этой работой и может согласиться только на низкоквалифицированную работу.
       После просмотра видеороликов было их обсуждение и совместно с участниками были определены внутренние и внешние причины, которые создают трудности для инвалидов при трудоустройстве. Так основными внутренними причинами ребята назвали: низкая самооценка; боязнь ответственности; отсутствие амбиций; неумение добиваться цели; не видят себя в роли работника и члена коллектива. К основным внешним причинам отнесли: несоответствие предлагаемой должности образованию; неосведомленность работодателя относительно возможностей людей с инвалидностью; незнание людьми с инвалидностью законодательства; недоступность зданий и транспорта, а также необорудованные рабочие места; незаинтересованность работодателя в приеме на работу инвалида.
       На вопрос «Что необходимо инвалиду для успешного трудоустройства?» участники ответили: работодатель должен представить нового человека коллективу; работодатель должен сам рассказать коллективу о наличии у нового сотрудника инвалидности (обязательно в присутствии самого человека); работодатель должен создать необходимые условия; инвалид не должен пользоваться инвалидностью.
       Далее ведущий подробно рассказал о составлении резюме. Ребята узнали о том: из каких разделов состоит резюме и как их правильно заполнить; как написать мини-резюме; каких требований следует придерживаться в резюме; раскрытие темы инвалидности в резюме; сопроводительные и рекомендательные письма.
       При вопросе «Когда следует раскрывать тему инвалидности» мнение участников разделилось. Большинство человек считает, что в резюме не следует указывать на наличие инвалидности, т.к. это может послужить причиной отказа в собеседовании и последующем трудоустройстве.
       В заключении участники совместно с ведущим составили собственное резюме.
       Участники семинара вели себя заинтересованно и активно. Задавали вопросы о том, как составить резюме, чтобы привлечь к нему внимание работодателя.

Тема семинара «Навыки необходимые при поиске работы. Общение с работодателем по телефону. Собеседование».

       В начале семинара был рассмотрен вопрос «Если у потенциального работника нет опыта работы или он давно не работал». Совместно с участниками были определены положительные и отрицательные качества низкоквалифицированных профессий.
       Далее ведущий рассказал участникам об особенностях общения с работодателем по телефону, и как подготовиться к телефонному разговору. Чтобы закрепить информацию была проведена ролевая игра-презентация, в процессе которой участники моделировали ситуации общения по телефону с потенциальным работодателем, в которой необходимо было как можно больше узнать об интересующей вакансии, а также рассказать о себе, чтобы получить приглашение на собеседование.
       Следующая тема семинара «Собеседование». Здесь были рассмотрены существующие виды собеседований (прямое, первичное и повторные, коллективные и групповые), а также их особенности и отличия. Также были рассмотрены существующие правила поведения на собеседовании и чаще всего задаваемые на собеседовании вопросы к потенциальному работнику и к потенциальному работодателю. Для закрепления данной темы и получения необходимых навыков при собеседовании была проведена ролевая игра-презентация, в которой участникам предлагалось представить себя на собеседовании. Ведущий в роли работодателя задавал участникам вопросы относительно образования, профессионального опыта, личных качеств, навыков и т.д. В свою очередь, участники, в качестве потенциальных работников, отвечали на вопросы и задавали вопросы относительно интересующей вакансии.
       По окончании ролевой игры были обсуждены преимущества и недостатки различных вариантов поведения на собеседовании.

Тема семинара «Создание специальных условий труда. Первые дни на новой работе – период адаптации».

       В начале семинара был рассмотрен вопрос «Создание специальных условий труда». Совместно с участниками было определено, что специальные условия труда – это всевозможные устройства и приспособления в обустройстве рабочего места (в т.ч. туалет, столовая т.д.), помогающие сделать рабочее место доступным, а работу максимально эффективной. Далее ведущий рассказал участникам об особенностях первых дней на работе, как новому сотруднику влиться в коллектив, что делать если возникают конфликтные ситуации.
       Далее был проведен мозговой штурм «Какие преимущества получает человек, имея работу?». На первое место участники поставили – появление собственных денег; следующими ответами стали: общение; самореализация; повышение квалификации; изменение социального положения; отдых от домашних дел; работа как цель жизни; ощущение успешности; возможность узнать новое; коммуникативные навыки; навыки общения начальник-подчиненный; чтобы дома не говорили, что ты сидишь на шее или нахлебник; увеличение спектра эмоций; возможность использования рабочих ресурсов.
       Принимая во внимание, что все перечисленные преимущества – это преимущества для работника, участникам предлагалось подумать какие преимущества надеется получить работодатель. Для этого был проведен мозговой штурм. Участникам предлагалось вообразить себя на месте работодателя и ответить на вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего сотрудника». Мнения были следующими: дисциплинированный; профессионал; выполняющий полный объем работы; чтобы работал больше – получал меньше; понимающий с первого слова чего от него хотят; трудолюбивый; честный; любящий свою работу; имеющий потенциал; ответственный; чистоплотный; не боящийся новой работы; неконфликтный; без вредных привычек; умный; инициативный; готовый работать на общественных работах.
       Также было рассмотрено, что такое испытательный срок. Участники познакомились с различными мнениями работодателей: Почему нежелательно брать инвалидов на работу? Почему я готов брать инвалидов на работу?

Тема семинара «Законодательство о гарантиях занятости инвалидов»

       Чтобы не допустить нарушений прав в сфере труда, предоставленных инвалидам законом, необходимо знать, какие права есть у инвалидов в этой сфере.
       В начале семинара был рассмотрен Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности статьи касающиеся занятости инвалидов. Так участники семинара узнали: какие гарантии трудовой занятости предоставляются инвалидам федеральными органами государственной власти; об установлении квоты для приема на работу инвалидов; о правах, обязанностях и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов; о специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
       Раскрывая тему «Особенности регулирования труда инвалидов», ведущий рассказал участникам о роли трудового договора между работником и работодателем, в котором могут быть предусмотрены индивидуальные льготы и преимущества для работника. В соответствии с действующим законодательством, работающим инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
       Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена система льгот для работающих инвалидов, а также для работников, имеющих детей-инвалидов. Установление этих льгот и преимуществ направлено на создание условий для реализации инвалидами в полной мере своего конституционного права на труд, на создание оптимальных условий для продуктивной и безопасной работы инвалидов, на недопущение дискриминации инвалидов при приеме на работу и увольнении с работы.
       Далее ведущий рассказал участникам об обязательных условиях трудового договора (место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью). Участники узнали о сроках действия договора; о причинах для расторжения трудового договора; об особых гарантиях при увольнении инвалидов; о нормах, предусматривающих особые условия труда инвалидов.
       Важной частью в данном семинаре была «Ответственность за нарушение законодательства по трудоустройству инвалидов». Участники узнали, что работодатель несет юридическую и административную ответственность не только за увольнение инвалида без каких-либо причин, но и за необоснованный отказ инвалиду в принятии на работу в счет установленной квоты или по причине инвалидности.
       Далее совместно с участниками была проиграна ситуация, когда работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в счет установленной квоты. Как должен действовать гражданин, которому отказали в приеме на работу в пределах установленной квоты?
       Здесь были рассмотрены основные этапы того, как действовать в данной ситуации, какие необходимы документы, а также как правильно составить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении нечестного работодателя.
       В конце семинара всем участникам был роздан раздаточный материал, состоящий из: Нормативных актов о труде и занятости инвалидов (международные и российские); правил составления трудового договора и его основных условий; образца заявления о возбуждении дела об административном правонарушении.

     
     

© 2008 StavInva
Hosted by uCoz