|
Cеминар-тренинг
для студентов профессиональных учебных заведений |
21.03.2008 г. проведен семинар-тренинг для студентов Северо-Кавказского социального института, находящемся по адресу: г.Ставрополь, ул.Доваторцев, 38. Тема семинара «Понимание инвалидности и толерантное отношение к людям с инвалидностью». В семинаре приняли участие 14 студентов и 1 доцент кафедры «Социальные технологии и социальная реклама». Семинар-тренинг проводился в соответствии с разработанной программой и состоял из 4 частей; тематика каждой части дополняла предыдущую, что позволило наиболее полно раскрыть такое социальное явление как «инвалидность». Каждая часть семинара-тренинга включала: разминку для активизации и сплочения группы; информационную минутку или лекцию на рассматриваемую тему; и упражнение, которое закрепляет полученные знания. Семинар-тренинг проводили 4 ведущих: Тикунова Е.А., Алейник Л.А., Виниасиди С., Елисеев К.А. Часть №1 «Понимание инвалидности» и «Стереотипы». Ведущий – Тикунова Е.А. (руководитель проекта «Создание региональной сети просвещения по пониманию инвалидности и защите прав инвалидов в Ставропольском крае»). В ходе проведения части №1 семинара-тренинга студентам было предложено самим дать определение понятию «стереотип», большинство ответило, что стереотипы – это наши устойчивые мнения о чем или о ком-либо». В информационной минутке «Стереотипы, предубеждения и предрассудки» были обсуждены источники стереотипов и способы их преодоления. На вопрос: «Какие стереотипы существуют по отношению к людям с инвалидностью?» – студенты отметили, что существуют как негативные (жалкие, бедные, больные т.д.) так и положительные (добрые, сильные духом, понимающие, люди с богатым жизненным опытом и т.д.) стереотипы. Здесь совместно были проанализированы противоречия между существующими стереотипами и реальными качествами данной категории населения. Из лекции «Медицинская и социальная модели инвалидности» студенты узнали о главных направлениях и различиях между данными моделями. Студенты с радостью отметили, что в упражнении «Модели инвалидности», выполненном до прочтения данной лекции, в котором им было предложено определить на рисунке, почему человек на коляске не может войти в магазин (на рисунке показан вход со ступеньками, отсутствие пандуса и узкая дверь), большинством было названы причины недоступности среды, которые относятся к социальной модели. Часть №2 «Философия независимой жизни». Ведущий – Виниасиди Светлана (волонтер, студентка 4 курса, специальности «Социальная работа» Северо-Кавказского государственного технического университета). В начале данной части был проведен мозговой штурм. Для этого студентов поделили на 3 малые группы и предложили каждой группе ответить на вопросы: Что такое независимая жизнь? Что должно сделать государство для независимости инвалидов? В ответе на первый вопрос, каждая группа выделила: материальная независимость (возможность иметь доход от работы); социальная (общественная толерантность, расовая терпимость, создание положительного общественного мнения); физическая (равные для всех условия жизнедеятельности); моральная независимость (отсутствие внешних и внутренних установок и комплексов).
В ответе на вопрос: Что должно сделать государство для независимости инвалидов? – студентами было предложено:
- для повышения материальной независимости – проведение благотворительных мероприятий и социальных акций; помощь в достойном трудоустройстве и возможность получения профессионального образования;
- для повышения физической независимости – организация безбарьерной среды и обустройство инфраструктуры;
- для повышения социальной независимости – организация и проведение семинаров и лекций, а также активное внедрение социальной рекламы по вопросам инвалидности.
Далее студентам был показан фильм «Пройди этот путь» (США), показывающий позитивный опыт преодоления различных трудностей и ведения активного и насыщенного образа жизни мужчины, имеющего врожденную патологию опорно-двигательного аппарата. После просмотра было обсуждение фильма и студенты отметили, что герой фильма ведет независимую жизнь и в этом ему помогает доступная среда, обустройство инфраструктуры и использование удобных средств передвижения. На вопрос «Различно ли отношение к проблеме инвалидности в России и за рубежом?» – студенты ответили однозначно «да», а те ребята, кто был за рубежом поделились своими впечатлениями и увиденными различиями в отношении организации обустройства населенных пунктов и зданий. Но также, студентами было замечено, что в России есть возможность создания безбарьерной среды. Часть №3 «Толерантное отношение к людям с инвалидностью» Ведущий – Алейник Л.А. (консультант проекта «Создание региональной сети просвещения по пониманию инвалидности и защите прав инвалидов в Ставропольском крае»). В начале данной части было проведено упражнение «Что такое толерантность», в котором студентам давалось задание самим сформулировать «научное понятие» толерантности. Для этого все участники были поделены на 3 малые группы. Каждой группе необходимо было дать свои определения толерантности (краткие и емкие) и включить в эти определения то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. После обсуждения представитель от каждой группы знакомил с предложенными определениями всех участников семинара-тренинга. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывалось на листе ватмана, после чего сравнивалось с определениями предложенными ведущим. Студенты представили следующие определения: Толерантность – это…
- Уважение чужого мнения.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие других людей такими, какие они есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Признание равенства между людьми.
Тем самым, в конце упражнения был сделан вывод, что понятию «толерантность» нельзя дать какое-то одно определение, это понятие охватывает множество сторон.
Из информационной минутки студенты узнали, какие существуют критерии толерантности, чем отличается толерантная личность от интолерантной, и смогли определить, насколько они сами толерантны.
Часть №4 «Барьеры для людей с инвалидностью».
Ведущий – Елисеев К.А. (волонтер, менеджер по разработке и техническому сопровождению сайта по проекту «Создание региональной сети просвещения по пониманию инвалидности и защите прав инвалидов в Ставропольском крае»).
Для расширения знаний о барьерах, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни, было проведено упражнение «Знаки».
Студентов поделили на 3 малые группы и каждая группа должна была определить барьеры: 1 группа – для людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата; 2 группа – для людей, имеющих нарушения зрения; 3 группа – для людей, имеющих нарушения слуха.
Стоит отметить, что студенты, рассматривая среду и инфраструктуру, хорошо представляют барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды.
После того, как студенты сами определили барьеры, им был роздан наглядный материал «Знаки» (приложение 1 Программы семинара-тренинга), который помог дополнить полученные знания.
В конце семинара-тренинга всем участникам были розданы папки с раздаточным материалом, состоящим из:
1. Газета «ВестиInva» выпуск №2.
2. Декларация независимости инвалидов. Материал по Философии независимой жизни, медицинской и социальной моделям инвалидности (приложение 2 Программы семинара-тренинга).
3. Всеобщая декларация человека ((приложение 3 Программы семинара-тренинга).
4. Буклет по этике общения с инвалидами (приложение 4 Программы семинара-тренинга).
Во время занятия студенты были очень внимательны, вели себя заинтересованно и активно, рассказывали о своем опыте и спрашивали об опыте ведущих. Ребята не стеснялись выражать свою точку зрения. Они отвечали и сами задавали вопросы ведущим, с удовольствием выполняли практические упражнения семинара.
Трудности: в ответах некоторых студентов проскальзывали стереотипы и деление общества на инвалидов и здоровых. Так, на вопрос «Что такое независимая жизнь?», студентка, упомянув о параолимпийских играх, ответила «Инвалиды хотят доказать нам, что они не хуже, а может даже в чем-то и лучше». Подобные ситуации разбирались сразу, чтобы в будущем предотвратить подобные ошибки.
|
|
|
|
|
|
|
|